
wvw.mn.ru і  Московские Новости №15 (1282) \ 15-21 апреля 2005 года

люди хмассмедиа
15

ЕЛЕНА МАСЮК УШЛА С ТЕЛЕКАНАЛА «РОССИЯ».

ГОСУДАРСТВЕННОМУ ТЕЛЕВИДЕНИЮ НЕ НУЖНЫ ЕЕ ПРОГРАММЫ

Не хочу работать на «Путин-ТВ»
СКАНДАЛ

Елена ЛАНКИНА

Ее уход с канала для мно-

гих стал неожиданнос-

тью. Многие были увере-

ны, что на «России» Еле-

не Масюк жилось гораздо

лучше, чем другим. Она была руко-

водителем студии авторских про-

грамм, советником председателя

ВГТРК. О причинах своего реше-

ния и ситуации на госканале кор-

респонденту «МН» рассказала сама

Елена МАСЮК.

—   Вам действительно создали

особые условия, о которых не без

возмущения твердят в ВГТРК?

—  Когда это говорят, я не могу

взять в толк, в чем они заключа-

лись. В особой зарплате? Нет. В ус-

ловиях работы? Тоже нет. Некото-

рые считали, что мы могли бы ра-

ботать быстрее, хотя у меня была

договоренность с руководством о

том, что мои программы выходят в

эфир по мере их готовности. Сна-

чала у меня выходили программы

по 26 — зо минут, потом хрономет-

раж увеличился до часа и двух. На

большие программы времени, ес-

тественно, затрачивается больше.

Ну да, можно пригласить человека

и быстренько поговорить с ним в

студии. Но это — разговорный

жанр, а не журналистское рассле-

дование. Частота выхода програм-

мы или ее хронометраж, по-моему,

не определяют качества продукта.

— Вас обвиняли в низкой произво-

дительности?

— Мне давали понять, что проекты

мои стоят дорого и выходят редко.

И начались эти упреки года полто-

ра назад. До этого моя работа всех

устраивала. В 2003 году мы начали

большой проект «Иероглиф друж-

бы» об истории советско-китайских

и российско-китайских отноше-

ний. Председатель ВГТРК Олег Бо-

рисович Добродеев был в курсе на-

ших планов. Почти три месяца мы

были в командировках, а потом

долго собирали материал. С огром-

ным трудом добывали информа-

цию о том, сколько островов Россия

отдала Китаю в 90-е годы и сколько

собирается отдать, успели снять

спорные острова, которые Путин

позже отдал Китаю. Говорили, там

никто не живет. На самом деле там

были дачи и охотничьи угодья.

«Иероглиф дружбы» состоит из

четырех серий. Я сдавала Олегу Бо-

рисовичу одну серию за другой.

Ему все нравилось, и мы обговари-

вали, как фильм пойдет в эфире.

Его должны были показывать че-

тыре вечера подряд. После того как

мною была сдана последняя серия,

случились выборы в Государствен-

ную думу, и Добродеев сказал: «Мы

это ставить не можем». Не хочу

рассказывать всех подробностей

моих мытарств. В итоге проект был

показан в xj городах России. Я ку-

пила права на его показ региональ-

ными компаниями.

—  Как это купила? На собствен-
ные деньги?

— Да. Мною лично были куплены

права на один показ фильма на оп-

ределенных каналах. На всех копи-

ях убрали копирайт ВГТРК. Везде

Елена Масюк — чемпион ТЭФИ

стояло «Елена Масюк». На ВГТРК,

наверное, рассчитывали, что я

смирюсь с тем, что мой проект по-

ложили на полку, и все останется

шито-крыто. Но одна из показы-

вавших его компаний выдвинула

фильм на ТЭФИ в номинации

«Журналистское расследование».

И он получил премию.

—  Вопреки желанию некоторых

академиков. По этой номинации

они голосовали дважды и потом

«разделили» премию на двух пре-

тендентов.

— Да, моя программа и программа

«Достояние республики» канала

«Культура» набрали одинаковое

число голосов. Познеру пришлось

выступить и сказать, что впервые

за десять лет в одной номинации

будут вручены две ТЭФИ. А я до сих

пор не верю в честность этих голо-

сований. В любом случае в судьбе

фильма эта статуэтка ничего не из-

менила. Он так и лежит на полке.

Теперь я понимаю — мне надо бы-

ло уйти с канала сразу, когда руко-

водство не выдало проект в эфир.

Это был сигнал. Потом все, что я ни

делала, Олег Борисович даже не

смотрел. Последние три месяца

мне не платили зарплату.

— ?

—  Все очень просто. Нас задним

числом перевели на «Россию» из

ВГТРК, как и другие производящие

компании. В середине января мне

сказали, что надо написать заявле-

ние, датированное зі декабря, об

уходе с ВГТРК и переходе на телека-

нал «Россия». Мне предложили та-

кой «замечательный» контракт, ко-

торый я не могла подписать, — аб-

солютно рабский с зарплатой две

тысячи рублей. Мой юрист соста-

вил другой вариант контракта. На-

чался долгий переговорный про-

цесс. Тем временем я делала про-

граммы и сдавала их руководству,

которое не считало нужным их смо-

треть. По-моему, канал не пресле-

довал цели со мной договориться.

Там хотели указать мне на мое мес-

то. Это было волей людей, которые

работают с Добродеевым. Этим ка-

налом правит уже не он, а одна

женщина, которая до прихода на

телевидение занималась тиражи-,

рованием и распространением ма-

лодостойной кинопродукции. Я не

буду называть ее имя. На «России»

муха не пролетит, пока она не ска-

жет «да». Добродеев отошел от уп-

равления компанией. Он далеко, в

Кремле, а на хозяйстве — эта дама,

правящая на доступном ей уровне.

Когда я говорила ей: «Как же так —

я работаю, а денег не получаю», —

она отвечала: «Вы не работаете, по-

ка нет приказа о вашем зачисле-

нии!» Меня откровенно выживали:

игнорировали, не пускали в эфир

программы, не платили зарплату.

На «России» творится абсолютный

беспредел. Она живет по понятиям

одного человека. Там все рабы.

—  Государственное телевидение

всегда было громоздкой бюро-

кратической машиной, не учиты-

вавшей интересов работающих
на нее людей.
— А многие от нее без ума! Олег

Борисович этой осенью мне так и

сказал: «Лена, ты не понимаешь

всей прелести бюрократии!» Рань-

ше все было по-другому. Когда я

пришла на канал, я не чувствовала

особой разницы между «Россией» и

НТВ, на котором работала раньше.

Три с половиной года мне давали

нормально работать. Рубиконом

стала программа «Иероглиф друж-

бы». В политическом смысле все

изменилось после выборов-2003.

До этого страна существовала в од-

ной жизни, потом стала существо-

вать в другой. На телевидении

больше не нужны новости, свобод-

ная журналистика, правда вообще.

Только то, что требуется Кремлю.

Канал «Россия» все больше превра-

щается в «Путин-ТВ», где всех зани-

мает один вопрос: как скрыть пре-

зидентскую плешь. Всем уже извес-

тен ракурс, в котором президента

показывать нельзя.

—  На «Путин-ТВ» вам места нет. У

нас потихоньку складывается пул

телевизионщиков «нон грата», по

разным причинам оттертых от

эфира. Некоторые из них перехо-

дят в печатные СМИ или уезжают

за пределы столицы. Вы не рас-

сматриваете такие варианты?

—  Пока нет. Хотя есть реальная

опасность остаться вне тележурна-

листики, вообще вне профессии.

Думаю, ни на одном из наших кана-

лов мне не предложат работу. Не

уверена, что могла бы работать в

прессе. Телевидение и пресса —

разные вещи. Что касается регио-

нов, там нет денег на серьезные те-

лепроекты. Конечно, было бы здо-

рово, если бы кто-нибудь выкупил

права на «Иероглиф дружбы» и по-

казал его на каком-нибудь цент-

ральном канале.

— Вы думаете, у нас остался хоть

один свободный и правдивый ка-

нал?

— Островки правды только на не-

которых каналах и только в глубо-

кой ночи. В прайм-тайм все гонят

сериалы, чтобы пипл не ушел заду-

маться. Все боятся, что их закроют,

что отберут лицензию. Все про-

граммы и каналы балансируют на

грани. Острого, честного телевиде-

ния, которое мы любили, уже нет.

Есть телевидение приглаженное.

Вместо журналистов — гримеры.

Вместо публицистики — агитки.

Мы только смеемся и агитируем. ■


